В своей книге «Здравствуй, небо!» летчик и журналист
Алексей Соколов вспоминает, как во время войны в его родной деревне местные «спецы» установили антенну на куполе церкви, потом что-то долго соединяли, паяли, вертели ручки, а люди, собравшиеся в большом доме перед «ящичком-приемником», напряженно ждали, и «вдруг хрипловатый голос произнес:
– Говорит Москва! Работает радиостанция имени Коминтерна! Добрый вечер, товарищи радиослушатели!
Люди повскакивали с мест и тесным кольцом окружили говорящий ящичек. Молодые хлопали в ладоши, улыбаясь. Некоторые пожилые крестились, произнося:
– С нами крестная сила!..»
«Говорит Москва!», – так начинала ежедневный эфир засекреченная РВ-1 имени Коминтерна.
«Единственным источником музыки у нас в доме было радио, – пишет Рудольф Нуреев в «Автобиографии», – мы привезли его с собой из Москвы. Радио было с нами в маленькой башкирской деревне, затем в Уфе. Я мог часами просиживать около него, тихо слушая музыку... Именно благодаря музыке я уходил из комнаты с ее десятью обитателями, убегал из моего одинокого детства. С самых ранних дней своих я смотрел на музыку как на друга, как на религию, как на путь к лучшему будущему».
Народный артист СССР Загир Исмагилов вспоминал, как в 1928 году в его родном селе Серменево из «тарелки», прикрепленной к верхушке высокого столба, доносились человеческий голос и музыка: «Удивляясь этому волшебству, мы, дети, забирались на этот столб и искали там спрятавшегося человека». По словам Загира Гариповича, изначально все его музыкальные произведения доходили до сердец слушателей через радиоэфир. Радио взращивало национальное искусство, и его роль в воспитании музыкальной культуры народа неоценимо велика.
Альда Валеева в книге «Бану» пишет о народной артистке России и Башкортостана Бану Валеевой: «Большую популярность певице принесло участие в концертах, передаваемых по радио. Вот как вспоминала Бану своё участие в работе Башкирского радиокомитета: «В те годы записей ещё не было. Всё пелось по радио “живьём”. Поскольку вещание начинались в 7 утра концертом, из дома мы с нашим замечательным концертмейстером Веточкой Крыловой выходили очень рано, когда ещё трамваи не ходили. Исполняли такие прекрасные башкирские народные песни, как “Ашкадар”, “Зульхиза”, “Таштугай”, “Сандугач” в обработке Камиля Рахимова. Исполнялось немало произведений татарских композиторов».
Известная оперная певица Магафура Салигаскарова в одном из интервью упомянула первого диктора Башкирского радио Елизавету Цибульскую: «Мне было семнадцать лет, занималась в русском и башкирском хоре при радиокомитете, о театре даже не мечтала. Руководила нами некая Цибульская, хормейстер из Москвы. Она говорила: «Ты – девочка голосистая, тебе надо петь!» – и все время выдвигала меня в солистки. Однажды, это было в начале 1938 года, я иду по улице и вижу объявление: «Готовятся артисты хора для оперного театра». Я – к Цибульской, а она говорит: «Иди обязательно!» Прихожу в театр, а там замечательный, как я потом узнала, хормейстер Анатолий Георгиевич Тихомиров прослушал меня и решил: «Музыкальная девочка! Беру!»
Сулейман Абдуллин вспоминал, как его отец, уходя на фронт, поднялся вместе с ним, тогда еще подростком, на гору Бирдегул, долго смотрел на округу, а затем, прощаясь с родной землей, спел песню «Долина Касмарки» и попросил сына, когда кончится война, поехать в Уфу и исполнить эту песню по радио. В 1948 году будущий заслуженный артист БАССР Сулейман Абдуллин этот наказ выполнил.
В 1948–1956 годах солисткой Башкирского радиокомитета и одновременно диктором была Фарида Кудашева. Как вспоминала позже прославленная певица, с Башкирским радио связаны истоки ее творческого пути. Петь приходилось между передачами. В редакцию приходило огромное количество писем, в которых слушатели просили её больше петь в эфире, приглашали на гастроли, интересовались, когда будет концерт.